База данных лошадей русской верховой породы

  FAQFAQ    ПоискПоиск    ПользователиПользователи    ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация  ПрофильПрофиль   
Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Значение коня в казачьей культуре

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Rw-Base.Ru -> Разное интересное про лошадей
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Knyaz Vlad I
увлечённый
увлечённый


Зарегистрирован: 30.03.2010
Сообщения: 94
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Апр 27, 2010 19:31    Заголовок сообщения: Значение коня в казачьей культуре Ответить с цитатой

Конь в славянской традиции был уникальным животным. Он представлялся одновременно и земным существом, и солярным символом. Мистическую природу коня обнаруживали уже в том, что он питается земной растительностью, причем, дважды в сутки – на восходе и закате солнца, словно встречая и провожая небесное божество. С архаических времен сохранилось представление о коне-пламени, которое связано не только с его независимым, «огненным», нравом, но и с древним обрядом сжигания лошади вместе с человеком.

Крупнейший знаток и исследователь русского фольклора А. Н. Афанасьев отмечал, что «все явления природы… олицетворялись в образе чудесных коней». В научных представлениях образ коня связывается с сокровищами, зарытыми в землю, – кладами. В связи с этим В. И. Смирнов писал, что «если кладу время вышло, то на счастливого выходит в виде коня». Использование коня как строительную жертву, вызывало неоднозначные оценки этого животного в воинской культуре русских дружин. Так, А. Е. Мусин пишет: «кажется, отношение к коню в Древней Руси было неоднозначным. Смерть князя Олега от черепа своего коня – лишь один из ярких символов такого противоречивого отношения».

Цитата:

Донцы перед атакой


На Дону отношение к коню было иным. Это отношение впитало в себя почитание коня прежде всего евразийскими кочевниками. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. Об умершем и сейчас на Дону говорят: «привязал коня», или «пошел бурных коней ловить». Конь, по воззрениям казаков, находился в тесной связи со своим хозяином, от чего возникло большое количество примет и гаданий. По записям Х. И. Попова, в старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены.

Конь являлся основным участником многих обрядовых событий, в том числе и состязательного характера. Известные нам различные конные игры в своей изначальной сущности являлись своеобразной проверкой боевой подготовки коня и всадника. Именно в этих древних играх закладывались основы вольтижировки и джигитовки, которые давали возможность проявлять, развивать и совершенствовать психофизические и морально-волевые качества всадника. Особое внимание при этом уделялось выработке силы, гибкости, ловкости, отваги, настойчивости, чувства равновесия. Заметную роль при этом играла и выработка необходимых боевых качеств коня: выносливость, скорость, маневренность, подчинение всаднику. Уже в глубокой древности проводились и более сложные игры-соревнования, предшествующие современным конноспортивным соревнованиям. Сохранилось свидетельство Диона Кассия о том, что знатные иберы во главе с царем Фарасманом демонстрировали свое боевое искусство владеть конем на Марсовом поле в древнем Риме. В нартовском эпосе осетин также часто упоминаются скачки, на которых испытывалась резвость коней. Характер их был, разумеется, боевой, а о размахе можно судить по участию в них небожителей. Разнообразные виды конных игр и состязаний, то есть тех видов развлечений, в которых конь принимает непосредственное участие, у осетин, условно разбивают на скачки и джигитовку. Джигитовка есть разновидность скачки, во время которой наездник демонстрирует умение управлять конем, владеть своим телом и оружием. Все упражнения, среди которых преобладают силовые, производятся на лошади, скачущей широким галопом. Однако при всем единстве скачки и джигитовки, последняя по характеру своему имеет существенное отличие от скачек. Различие это проявляется в том, что джигитовка преимущественно устраивалась по случаю радостных событий семейного или общественного быта, а скачки, как правило, в цикле похоронно-поминальной обрядности.

Цитата:

Поднимание платков (элемент джигитовки)


Соревнования на конях у казаков сводились к нескольким видам – борьба между седоками, скачки, джигитовка, стрельба на скаку в мишень, борьба с использованием плеток, когда всадники хлещут друг друга. Скачки выполняли важную ритуальную роль, так как на территории Области Войска Донского сформировался настоящий культ коня, связанный как с традициями древнерусских дружинников, так и с укладом степных кочевников. Интересно отметить, что в 1836 г. царское правительство распорядилось учредить конные скачки на Дону, с целью устройства войскового конезаводства. «Дабы донские лошади по своей легкости, силе и крепости во всех отношениях соответствовали бы потребностям казачьей службы и во время компаний способны были бы переносить необыкновенные труды, с сею службой сопряженные».

Военный совет отметил, что «для донских лошадей предназначено суровое степное воспитание, которое приучает их к нуждам и непогодам. Без сомнения требуется также, чтобы лошади Донские вместе с силою и крепостью, имели и достаточную быстроту, но в той только мере, в какой это возможно при их суровом воспитании. Составив с таковою целью проект положения о скачках в Новочеркасске, Войсковой Совет решил:
1. Что при учреждении скачки на обыкновенных основаниях, установленных для скаковых кровных лошадей, едва ли может быть подвергнуто испытанию главное достоинство донских лошадей, т.е. сила и крепость их.
2. Что выдержка лошадей перед скачкою, производство скачки жокеями или тренингрумами не согласуется ни с нравами и обычаями казаков, ни с предназначением донских лошадей.
Для сего учредить скачку с препятствиями, определив условия для получения войсковых призов, не скаковой круг, а местное пространство на котором находились бы овраги, барьеры и другие препятствия. В скачках на Войсковые призы должны участвовать одни войсковые жители, скакать же должны не жокеи, а казаки, и при том в полном вооружении… Народно-казачьи скачки учреждаются для поддержания и поощрения в самих казаках врожденного духа наездничества и удальства, для скачек с препятствием необходимого.
Призы: 1500 руб серебром, от заводов (300 руб). Седло со всем прибором, окованное в 50 руб. и деньгами 100 руб. для второй – ружье в 30 руб. и деньги 70 руб. для третьей шашка в 50 руб. и на каждой из сих вещей надпись «Уряднику или казаку такому-то за удальство на войсковой скачке с препятствием». В 1851 г. дистанция скачек определялась от 8 до 16 верст, и призы войсковые представляли собой серебряный ковш, деньги в 450 руб. серебряный кубок и денег в 150 руб.
Воспитание коней у коннозаводчиков было особенное. Летом кони всегда были в степи, там они паслись и ночевали. Зимой для них имелись помещения, но кормили их сеном, которое разбрасывали на чистом снегу. И их не поили; вместе с сеном они забирали снег; а в самом начале зимы, когда снег был не глубокий, им сена еще не давали, они, как говорят, «тебеневали», то есть, разрывая копытом снег, находили себе пропитание. И кони были, как дикие: их начинали учить четырехлетками только. Когда приезжала ремонтная комиссия для армии, то это было зрелище, когда арканом ловили этих коней и силой подводили к ветеринару и, после принятия, накладывали тавро. И таких-то вот коней раздавали казакам-новобранцам, и сколько нужно было иметь знания, терпения, ловкости и храбрости, чтобы приучить такую лошадь к строю. Результатом такого воспитания получались кони выносливые, не боявшиеся ни буранов, ни дождей.

Цитата:

Командующий Донскими армиями Всевеликого Войска Донского С.В.Денисов


Выездка коня у казаков начиналась с малолетства (…лет пять-шесть было, ухватишься за ногу, где за гриву, залезешь, слетишь на солому и опять карабкаешься…) и заканчивалась показом приобретенных навыков на празднике, смотре, войсковых или станичных скачках, которые все равно приурочивались к какому-либо праздничному событию. Демонстрация приобретенных достоинств происходила в обрядовой обстановке, когда конские ристания входили составляющей частью в ритуальный комплекс. Причем это регламентировалось как сословной субкультурой, так и этнической. Дети самостоятельно часто устраивали скачки, когда пасли лошадей в степи. «Там, в степи нас никто не видел, и мы устраивали между собой скачки. Чаще всего, когда гнали лошадей с пастбища».
Использование коня в обрядах информаторы отмечают на Масленицу и в весенние праздники, когда устраивались скачки, рубка лозы, джигитовка.
На свадьбах тройку лошадей, запряженных в тачанку жениха и невесты, разгоняли на костер, они должны были прыгнуть так, чтобы дружка остановил их у ворот «как вкопанных». На Масленицу, в ст. Мечетинской, жгли среди улиц «кучки» и молодые казаки прыгали через них верхом, под крики и смех казачек.

В советское время скачки и джигитовка проводились на 1 мая и 7 ноября, причем, не только в казачьих станицах, но и в крестьянских слободах и селах. Джигитовка включала в себя различные воинские упражнения, такие как управление конем и телом, а также оружием. Казаки делали вертушку, прыжки, поднимание платочков, большие и малые пирамиды, рубку лозы, фланкировку пикой, уколы пикой в шар и предмет, лежащий на земле, увоз раненого. Скакали лавой, останавливались, клали лошадей, рассыпались в цепь, спешивались с батовкой лошадей, стреляли из-за седел лежащих лошадей.
Борьба на лошадях была известна в ст. Мечетинской, схватывались в седлах, кто кого сбросит на землю, сбивали друг друга мешками. Борьба на конях часто встречается у тюркских народов. Интересны заметки донских этнографов о конных ристаньях в дни поминовения предков, что роднит их с древнейшими тризнами.

В. Сухоруков отмечал, что игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой. Замечательнейшие из увеселений суть: скачки на мишень, стрельба из ружей и пистолетов, борьба мужчин, беганье в запуски и богатырские казачьи песни, хороводы и пляска девиц. Скачки на мишень бывают во всех станицах на масленицу, празднуемой казаками почти целую неделю. Приготовление к скачке делает особенную заботливость для молодежи; не досыпая ночей, они кормят и холят добрых коней своих, чистят сбрую и оружие, чтобы блеснуть перед станичниками удальством, показать исправность казацкую. На ровном месте ставят в виде мишени пучок камыша, а саженях в 200 от него назначают линию, от которой надлежит скакать. Всё общество, старики и дети, женщины и девицы, в нарядных платьях, собравшись в стороне от места скачки, образуют как бы одно семейство: рассказы, шутки, смех - одушевляют эту пеструю толпу. Между тем, наездники, друг за другим, несутся стрелою на мишень и, доскакав, делают в неё выстрелы из ружей и пистолетов. Иной, притворяясь падающим со скачущей лошади, роняет впереди себя плеть, или шапку, или монету, подхватывает с земли и снова, бросив вперед, ловит на лету; другой, перекинув через седло стремена, стоя на лошади, несется на ней во весь опор и делает выстрел из ружья в мишень. В последний день масленицы делается скачка на большое расстояние, верст на 20, 30, 40, 50 и более, для испытания кроме быстроты, ещё и силы лошадей здешней породы.

Навыки в обращении казаков с конем, естественно, использовались в боевых действиях. В русско-турецкую войну, проходя сквозь открытое место, конные казаки устроили джигитовку, отчего турки не произвели не одного выстрела, хлопали в ладони и хвалили казаков. Из рапорта Орлова-Денисова можно видеть основные занятия конных казаков в полках. Так, он пишет: «После чего я делал смотр полкам, видел их пешее и конное построение посотенно, расчет взводом, заезды из фронта по три, повзводно построение целого полка, построение колонны, лавы и, наконец, церемониальный марш, совершённый повзводно, полусотенно и сотенно, на полных дистанциях и в сомкнутой колоне».
_________________

Казак без коня — что поп без креста!
Вернуться
к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
innokenty
Владелец РВ
Владелец РВ


Зарегистрирован: 21.08.2009
Сообщения: 813

СообщениеДобавлено: Сб Май 01, 2010 20:40    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Справедливости ради надо сказать, что казаки к лошадям относились, как к сравнительно дешевому оружию: когда вокруг табуны, всегда можно заменить. Потом во время 1-й мировой НЕБОЕВЫЕ потери казачьих лошадей достигали чудовищных цифр, далеко обогнав регулярную кавалерию... Лошадь - расходка, это в подкорке. И это до сих пор осталось. Был тут поражен, когда беседовал с парнем со Ставрополья, в Москве сейчас работает:
Он: твоему коню сколько лет?
Я: Восемь.
Он: Ууу, старый! Еще пару лет - и колбаса.
Я: Shocked

Возвращаясь к старттопику. Поражает, что казаки между войнами серьезно учили друг друга военному делу, хотя коммунисты до 36-го года их вообще в армию не брали... Зато с началом войны получили обученных кавалеристов. Увы, и немцы укомплектовали казаками до 2 дивизий Sad
Вернуться
к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Knyaz Vlad I
увлечённый
увлечённый


Зарегистрирован: 30.03.2010
Сообщения: 94
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Май 03, 2010 08:56    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

innokenty писал(а):
Потом во время 1-й мировой НЕБОЕВЫЕ потери казачьих лошадей достигали чудовищных цифр, далеко обогнав регулярную кавалерию... Лошадь - расходка, это в подкорке.
Впервые слышу! Shocked Откуда информация? Насчет ставропольского парня. Я таких вообще за казаков не считаю. Это ряженные. Для понтов надевают форму, чтобы покрасоваться, не задумываясь об истинных канонах казачества и благородстве предков.
_________________

Казак без коня — что поп без креста!
Вернуться
к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
innokenty
Владелец РВ
Владелец РВ


Зарегистрирован: 21.08.2009
Сообщения: 813

СообщениеДобавлено: Пн Май 03, 2010 09:32    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Источник - Ю.Ненахов, "Конница на полях сражений ХХвв", талмуд капитальный. А парнишка никакого отношения к ряженым не имел, просто я седло по транспорту вез, а он подошел-поинтересовался. Обычный сельский парень из тех краев.
Вернуться
к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Конник
новичок
новичок


Зарегистрирован: 15.10.2009
Сообщения: 16
Откуда: Подмосковье

СообщениеДобавлено: Сб Июл 24, 2010 22:45    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О небоевых потерях казаков тоже впервые слышу. Из истории - казаки никогда не носили шпоры, единственный вид кавалерии России.
Казаки сейчас разные, многие просто ряженые.
Случай из моей жизни. Сам офицер, долгое время служил на Дальнем Востоке с 93 по 2004, лошадьми болен с детства, передалось по крови. Коней держу давно. Зная мое увлечение, друзья сподвигли вступить в казачество. Как-то раз проводились учения в ДВО и наш атоман напросился, что бы и казаков привлекли к ним. Как собирали и доставляли коней на полегон отдельная история. Короче за три дня до учений собрали коней, казаков. И выяснилось, что на коне то толком сидеть могут единицы, не говорю про скакать. Стали готовить народ и коней. Пытались кое-как изобразить строй. Проблем и смеху было море. Кони привыкают друг к другу, люди (взрослые дяди) учатся и вспоминают детство. Описать всё сложно, слов не хватит. Ну кое как научились сидеть верхом и изображать строй. По задумке руководства после работы "града", МИ 24 и танков казаки выдвигаются в поле и добивают оставшихся противников (бред полный). Все должно было выглядеть красиво, из за сопки выезжает отряд сабел 30 и легкой рыской удаляется за другую. Со смотровой полная идилия. Но никто не сделал поправки на ветер и возможный юмор со стороны летунов.
Настало утро. После легкого завтрака снаряжение и вперед. Красота казаки в форме, сбоку сабли (шашки не дали, на складах нашлись только офицерские сабли), за спиной АКСУ. Строем в колону по-два из-за сопки появляется отряд и начинает легкое дифеле к другой сопке. Кто мог предположить, что шутники вертолетчики зависнут ровненько так над строем (метрах) в 10и и начнут палить со всей дури. Кони не обученные к стрельбе, люди слабо подготовленные и не способные справиться с лошадью в сложной ситуации - как в песне "отряд поскакал на врага" если точнее то врага меняем на кто куда. Мы с другом были замыкающими, смех был сквозь слезы - жалко и коней и людей, но и смотреть без смеха тоже не получилось. Слава богу что все остались целы и никто не пострадал. Больше в такие игры мы не играли и слава богу.
Вот такие бывают казаки сейчас.
Вернуться
к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Rw-Base.Ru -> Разное интересное про лошадей Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах

Powered by phpBB
Яндекс.Метрика Связь с администратором: ADMIN@RW-BASE.RU